Цмыг Галина Павловна

Цмыг Галина Павловна

Кандидат искусствоведения. Родилась в г.п. Глуске, Могилевской области (Беларусь). В 1984 году закончила Могилевское музыкальное училище им. Н.А.Римского-Корсакова (отделение хорового дирижирования, класс Кузиной Т.В., диплом с отличием), в 1989 г. – Белорусскую государственную консерваторию им.А. Луначарского по специальности «хоровое дирижирование» (класс Романовской Л.А.), в 2000 г. – аспирантуру ИИЭФ им.К.Крапивы Национальной академии наук Беларуси (специальность 17.00.02.—музыкальное искусство, научный руководитель—Мдивани Т.Г.). В 1993 г. проходила практикум при Роттердамской консерватории (Нидерланды) и окончила Kurt Thomas Course (Гаага, Нидерланды, категория E – профессиональный хор). В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию «Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры» (научный руководитель Мдивани Т.Г.). Член Белорусского союза музыкальных деятелей, Mitglied der Internationalen AG fur die Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa an der Universitat Leipzig (Германия).

С 2003 г. по настоящее время работает в Отделе музыкального искусства и этномузыкологии Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Сфера научного интереса Цмыг Г.П. связана с хоровой и вокально-инструментальной музыкой академического направления. Цмыг Г.П. осуществляется разработка научно обоснованной концепции развития белорусской хоровой и вокально-инструментальной музыки на основе реферирования отечественной и зарубежной литературы, изучения и дополнительной разработки теории хорового искусства, определения взаимовлияний и взаимосвязей с зарубежной культурой. Выявлены: связи профессионального хорового искусства Беларуси с национальной певческой традицией, с романской и славянской музыкальными культурами; определены пути освоения в белорусском хоровом и вокально-инструментальном жанре музыкального авангарда XX века; разработана теория музыкальной театральности в хоровой концертной западно- и восточноевропейской музыке; рассмотрен вопрос соотношения светского и религиозного в хоровой музыке на духовный текст (на материале современного белорусского композиторского творчества); продолжается разработка проблематики, связанной с историей, теорией и практикой жанра хорового концерта; рассмотрены различные аспекты хоровой концертной ткани, в частности вопросы, связанные с фактурно-тембровыми эффектами народно-инструментального генезиса в современной музыке без сопровождения.

Г.П.Цмыг участвовала в ряде научно-исследовательских проектов, которые осуществлял Отдел музыкального искусства в рамках плановых тем НАН Беларуси: «Белорусское музыкальное искусство: традиции, преемственность, творческие связи со славянскими культурами» (2001-2005); «Особенности развития белорусской музыкальной культуры (народной и профессиональной) на современном этапе» (2006-2010); «Белорусская музыка (народная и профессиональная) на рубеже ХХ–ХХІ стст. (история, теория, исполнительское искусство)” (2011-2015).

Цмыг Г.П. привлекается в качестве члена временного научного коллектива по выполнению международных научных проектов по линии Белорусского фонда фундаментальных исследований: “Белорусская и немецкая музыка последней четверти ХХ века: преемственные связи и современное состояние» (Германия-Беларусь 2008-2009); «Музыкальное искусство и культура древнего Полоцка: история и современное состояние» (Россия – Беларусь 2011-2012 гг.); Феномен академической музыки: сущность и современное состояние (на материале российского и белорусского композиторского творчества последней трети ХХ – начале ХХІ вв.) (Россия-Беларусь 2011-2012). Кроме того, она входила во временные научные коллективы по выполнению заданий по инновационным научным исследованиям Государственного комитета по науке и технологиям и Белорусского фонда фундаментальных исследований: «Разработать научно-методические рекомендации и создать практические пособия для совершенствования процесса освоения белорусского музыкального творчества (народного и профессионального) в сфере культуры и искусства Республики Беларусь»; «Создать научно-практические разработки по освоению белорусского музыкального концертно-исполнительского искусства и методические рекомендации по его внедрению» (2009-2010).

Цмыг Г.П. работала на должности доцента кафедры истории и теории культуры Белорусской Государственной Академии Искусств. Читала курс лекций “История мировой музыки”, “История белорусской музыки”. Под ее руководством защищено четыре магистерских диссертации.

Г.П.Цмыг ведет активную концертно-исполнительскую деятельность в качестве дирижера хора . Так, с 1997 по 2003 г. она руководила созданным ею хором студентов «Сantus Juventae» Минского государственного лингвистического университета , проект-хором духовной музыки „Confido Domino” (1993-1998гг.); детским концертным хором «Sonore» хоровой школы г.Минска (высшая педагогическая категория, 1989-1997гг.). Возглавляемые ею коллективы вели активную творческую деятельность, которая освещалась отечественной и зарубежной прессой: в год исполнялось около 100 концертов в Беларуси и за рубежом (Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Турция, Франция и др.), осуществлялось активное участие в фестивалях и конкурсах (призовые места), подготовленные программы, включающие хоровую музыку белорусских композиторов, записаны на компакт-диски (более 20).

В настоящее время, как и ранее, Г.П.Цмыг периодически выступает в качестве приглашенного дирижера и руководителя авторских мастер-курсов как в Беларуси, так и за рубежом.В качестве научного руководителя Научно-творческого объединения «Facultatis» Белорусского союза музыкальных деятелей организовывает и проводит Хоровые варштаты (практикумы, включающие теорию, историю и технологии хорового исполнительства) для дирижеров хора, вокалистов, преподавателей хоровых дисциплин, студентов и учащихся музыкальных учебных заведений, творчески мыслящих музыкантов разных специальностей, любителей хорового пения. Цмыг Г.П. Занимается популяризацией академической музыки: в Национальной библиотеке Беларуси читает авторский курс лекций «Музыкальный шедевр – пути постижения».

Контакты:
Электронная почта : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПУБЛИКАЦИИ

І. Монографии, брошюры, авторефераты, разделы научных изданий
    1. Цмыг, Г.П. Хоровая академическая музыка Беларуси последней четверти XX – начала XXI века: аспекты теории, истории, исполнительства. /Цмыг Г.П.// Европейская музыка академической традиции: сущность, истоки, современное состояние (на примере творчества композиторов России и Беларуси) / Т.Г.Мдивани [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси; Центр исследований белорус. культуры, языка и литературы; Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы; Белорус. респ. фонд фундаментальных исследований.– Минск: Беларуская навука, 2014.– С. С.211-322. (9, 5 П.л.)
    2. Цмыг, Г. П. Формирование профессиональной музыкальной культуры в XIX- начале XX в. / Г.П.Цмыг// Нарысы гісторыі і культуры Беларусі. У 4 т. Том 2. Культура гарадоў Х–пачатку ХХ ст. / А.І.Лакотка [і інш.] ; навук. рэд. А.І.Лакотка.– Мінск : Беларуская навука, 2014.– С.438-465.( 2,8 п.л.)
    3. Цмыг, Г.П. Хоровое концертно-исполнительское искусство / Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ– начало ХХI века / Т.Г.Мдивани [ и др.]; науч. Ред. Т.Г.Мдивани; редкол.: А.И.Локотко [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2012. – С.408-510.
    4. Цмыг Г.П. Европейский хоровой концерт XVI-XX вв. Исследование.–Staarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.– 308 c.–ISBN: 978-3-8465-1156-5.
    5.Цмыг, Г.П. А.Бирман. Й.Х.Баумгартен. Д.Хорринга. Х.Лоос.// Г.П. Цмыг/ Мысль. Творчество. Созидание. /Т.Г.Мдивани, Г.П.Цмыг, Н.А.Ювченко. — Минск: Змицер Колас, 2009.--208с. — (Современники; Вып.1).
    6. Г. Цмыг. Харавая і вакальна-інструментальная музыка / Беларусы.Т.11. Музыка / Т.Б.Варфаламеева [ і інш]; рэдкал.: М.Ф.Піліпенка [ і інш]; навук.рэд. А.І.Лакотка; Нац.акад.навук Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы. –Мінск: Беларус. навука, 2008. – С.648-687.
    7.Цмыг, Г.П.Автореферат кандидатской диссертации «Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры»– Мн.: БГАМ, 2005.– 20с.
    8. Цмыг, Г. П.Формирование восточноевропейского хорового концерта в Российской Империи: барочный (партесный) в конце XVII – XVIII вв. и классический на рубеже XVIII – XIX вв. –нач. XX вв.— Мн.: МГЛУ, 2003.— 22 с.
    9. Цмыг, Г. П.Западноевропейский хоровой концерт.— Мн.: МГЛУ, 2003.— 29 с.
    10. Tsmyh H.Geistliche Chormusik der Gegenwart: Cantus Juventae. Aschermittwoch der Kunstler 2003.– Koeln: Kuenstler-Union-Koeln, 2003.— 12 S.


II. Статьи
    1. Цмыг Г. П. Исторические формы хорового сценического искусства // Г.П.Цмыг/ Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 20 / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск : Права і эканоміка, 2016. – С. 441-248.
    2.Galina Р. Tsmyg. Die kognitiven Grundlagen des musikalischen Denkens der «Zweiter Wiener Schule». Von Schönberg zur weißrussischen Musik des letzten Drittels des 20. Jahrhunderts. in: Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeindschaft an der Universitaet Leipzig. Heft 17. — Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2016. – S. 25-36. [Цмыг, Г.П. Когнитивные основания музыкального мышления «Второй венской школы». От Шенберга к белорусской музыке последней трети XX века. // Г.П.Цмыг/ Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeindschaft an der Universitaet Leipzig. – Heft 17. — Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2016. – С. 25-36.[1,6п.л.]
    3.Цмыг, Г.П. Новая хоровая вокальность: некоторые аспекты теории исполнительства // Г.П.Цмыг/ Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 19 / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка; – Мінск : Права і эканоміка, 2015. – С. 155-159. (0,4 п.л)
    4.Цмыг, Г.П. (Galina Tsmyg.) Wirkungen Beethovens in der weißrussischen Musikkultur. Kompositorisches Schaffen und Aufführungspraxis (Бетховен в белорусской музыкальной культуре. Композиторское творчество и исполнительская практика) // Г.П.Цмыг / Beethoven-Rezeption in Mittel- und Osteuropa. – Leipzig, Gudrun Schröder Verlag, 2015.– C.267-285. (1,2 п.л.)
    5.Цмыг, Г.П. Особенности локальной парадигмы формирования музыкального профессионализма на Беларуси (XIX – нач. ХХ вв.) /Г.П.Цмыг// MŪZIKAS ZINĀTNE ŠODIEN: PASTĀVĪGAIS UN MAINĪGAIS. Zinātnisko rakstu krājums VII – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITĀTES AKADĒMISKAIS APGĀDS «SAULE», 2015. – С. 123-142.
    6.Цмыг Г. П. О музыкальном модусе европейской хоровой концертности Г.П.Цмыг/ Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 15 / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск : Права і эканоміка, 2014. – С. 133 - 137.
    7.Цмыг Г. П. Некоторые аспекты истории концертно-исполнительского искусства в Беларуси (конец XIX – начало ХХ в.)// Г.П.Цмыг/ Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 16 / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск : Права і эканоміка, 2014. – С. 123 - 127.
    8.Цмыг Г.П. Композиционные типы европейского хорового концерта /Цмыг Г.П.// MŪZIKAS ZINĀTNE ŠODIEN: PASTĀVĪGAIS UN MAINĪGAIS. Zinātnisko rakstu krājums VI – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITĀTES AKADĒMISKAIS APGĀDS «SAULE», 2014. – С.124 - 136.
    9.Galina Tsmyg. Die modern weißrussische koncertant dargebotene Chorkunst (1971-2012): Einige Aspekte der Geschichte, der Theorie und der Praxis in: Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeindschaft an der Universitaet Leipzig. Heft 14. — Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2013. – S. 254-269. [Цмыг, Г.П. Современное белорусское хоровое концертно-исполнительское искусство: некоторые аспекты истории, теории и практики // Г.П.Цмыг/ Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeindschaft an der Universitaet Leipzig. – Heft 14. — Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2013. – С.254-269.]
    10.Цмыг Г. П. Хоровое академическое исполнительство в Беларуси рубежа ХХ – XXI вв. Творческие портреты (камерный хор) // Г.П.Цмыг/ Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 15 / навук. рэд. А.І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2013. – С. 212 - 218.
    11.Цмыг, Г.П. Хоровая академическая музыка в Беларуси: специфика авторских творческих концепций /Цмыг Г.П.// MŪZIKAS ZINĀTNE ŠODIEN: PASTĀVĪGAIS UN MAINĪGAIS. Zinātnisko rakstu krājums V – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITĀTES AKADĒMISKAIS APGĀDS «SAULE», 2013. – C. 208 - 216.
    12.Цмыг, Г.П. О церковно-музыкальных стилях современных литургических практик действующих христианских конфессий в Полоцке / Цмыг, Г.П. // Пытанні мастацтвазаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Сборнік навуковых прац. Вып 14. – Мiнск, “Беларуская навука” 2013. – С.187-193.
    13.Цмыг Г. П (в соавторстве с Мдивани Т. Г., Карпилова А. А.)// Г.П.Цмыг в соавт./ Феномен академической музыки: сущность и современное состояние (на материале российского и белорусского композиторского творчества последней трети ХХ – начала ХХІ в.) – Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 15 / навук. рэд. А.І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2013 – С.174-189.
    14.Цмыг, Г.П. Современная хоровая академическая музыка в Беларуси: жанровая и стилевая специфика / Цмыг Г.П. / /Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского, 1989-2011: история фестиваля, воспоминания, статьи, исследования, материалы научных чтений / сост.: Н.В.Мацаберидзе, А.Г.Лисов, В.П.Правилов. – Витебск : Витеб. обл. тип., 2012. – С.237-253.
    15. Цмыг, Г.П. Европейский хоровой концерт: вопросы жанра, стиля, фактуры /Цмыг Г.П.// MUZIKAS ZINATNE SODIEN: PASTAVIGAIS UN MAINIGAIS. Zinatnisko rakstu krajums IV – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITATES AKADEMISKAIS APGADS «SAULE», 2012. – C. 202-214.
    16. Цмыг, Г.П. Хоровая концертно-исполнительская практика 70-80-х гг. ХХ в.: специфика и возможности. / Цмыг Г.П.// Культура. Наука. Творчество: вып.5/Белорусккая государственная академия музыки; нуч.ред. Н.О.Арутюнова.– Минск: БГАМ, 2011.– С.193-202
    17. Цмыг, Г.П. Темброакустика как средство создания исполнительского художественного образа в хоровом театре. / Цмыг Г.П.// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: вып.10/ Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А.І.Лакотка.—Мінск: Права і эканоміка, 2011.--С.253-257. (0,34 п.л.)
    18. Цмыг, Г.П. Академическая хоровая музыка в Беларуси: к вопросу о специфике композиторского творчества. / Цмыг Г.П.// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: вып.11/ Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А.І.Лакотка.—Мінск: Права і эканоміка, 2011.--С.279-284. (0,34 п.л.)
    19. Цмыг, Г.П. Некоторые аспекты теории хоровой концертности / Г.П.Цмыг // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі : Навукова-тэарэтычны часопіс. – 2011. № 18. – Мінск : УА “Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі”. – С. 63-66.
    20. Galina.P.Tsmyg. Die musikalische Kultur in den historischen Zentren Weissrusslands. Phaenomenologie und gegenwaertiger Zustand. // Мusik–Stadt. Traditionen und Perspektiven urbaner Musikkulturen; herausgeben von Helmut Loos.– Leipzig, Gudrun Schroeder Verlag, 2011.–S.76-83.
    21. Цмыг, Г.П. Музыкальная культура в исторических центрах Беларуси. Феноменология и современное состояние. // Цмыг Г.П./ Музыка-город. Традиции и перспективы урбанистической музыкальной культуры; ред. Хельмут Лоос.– Лейпциг, Гудрун Шредер Ферлаг, 2011. – С.76-83. (1,6 п.л.)
    22. Цмыг Г.П. Война и музыкальное мировоззрение. (Белорусская и немецкая композиторская практика второй половины ХХ века) /Цмыг Г.П.// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.8 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Права і эканоміка, 2010.–С. 235-239.
    23. Цмыг Г.П. Новая хоровая концертность (к вопросу о стилевых исканиях современных белорусских композиторов) /Цмыг Г.П.// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.7 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Права і эканоміка, 2009.–С. 210-215.
    24. Цмыг Г.П. Вокально-инструментальный и хоровой жанр в современной белорусской музыке: (К проблеме взаимодействия между белорусским и германским музыкальным искусством и культурой) /Г.П.Цмыг// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.6 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук.рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Права і эканоміка, 2009.–С. 249-261.
    125. Цмыг Г.П. О специфике театральности в хоровой концертной западно- и восточноевропейской музыке /Цмыг Г.П.// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.5 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук.рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Права і эканоміка, 2008.–С. 284-291
    26. Galina P. Tsmyg. Das Genre des Chorkonzertes im Schaffen der weissrussischen Komponisten an Ende des 20. Jhrhunderts (Theorie, Geschichte, Praxis) in: Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeindschaft an der Universitaet Leipzig. Heft 12. — Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2008. – S.302-314. [Галина П. Цмыг. Жанр хорового концерта в творчеcтве белорусских композиторов конца 20 века (Теория, история, практика) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeindschaft an der Universitaet Leipzig. – Heft 12. — Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2008. – S.302-314]
    27. Цмыг, Г.П. Хоровое искусство как феномен культуры /Цмыг Г.П.// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: У 2 ч. Ч. 2: Праблемы тэатральнага, музычнага і кінатэлемастацтва ў кантэксте славянскіх культур у сучасным свеце / Ін-т мастацтвазнаўства, этналогіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук.рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Беларус. навука, 2007.–С. 274-279 (0,3 п.л.).
    28. Цмыг, Г.П. Вокальная и вокально-инструментальная музыка в контексте современной белорусской культуры / Цмыг Г. П. // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Выпуск 2 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд А.І. Лакотка.– Мінск: Права і эканоміка, 2007. – С. 295-298. (0,3 п.л.).
    29. Цмыг, Г.П. Белорусский хоровой концерт и его связь с национальной певческой традицией / Цмыг Г.П. // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.3: у 2 ч. Ч.1. / Ін-т мастацтвазнаўства, этналогіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук.рэд. А. І. Лакотка. – Мінск: права і эканоміка, 2007.– С.428–433. (0,3 п.л.).
    30. Цмыг, Г. П. К вопросу о специфике хоровой концертной ткани: Свиридов, Богатырев, Мдивани, Бондаренко / Цмыг Г.П.// Анатолий Васильевич Богатырев. ЛичностьюТворецю Учитель. Сборник документов и статей (по материалам науч. конф. к 90-летию со дня рождения А.В.Богатырева (Минск, 20 ноября 2003г.)—Мн.: Белорусская государственная академия музыки, 2005.—С.81-87.
    31. Цмыг, Г. П. От венецианского хорового концерта к хоровому концерту XX века / Цмыг Г.П.// Панарама мастацтва ў дыяпязоне сучасных даследаванняў: Зб. навук. арт. / Адк. рэд. В. П. Пракапцова –Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры, 2004. – C. 32-38.
    32. Цмыг, Г. П. Белорусский хоровой концерт: проблемы жанра, стиля и особенности хоровой фактуры / Цмыг Г.П.// Музыкальное искусство и музыкальное образование на рубеже веков: Материалы научных конференций «Беларусь и музыкальное наследие XX столетия: поиски и обретения» (29-30 ноября 2001 г., Минск), «Музыкальное образование в контексте художественной культуры» (10-11 декабря 2002 г., Минск). – Вып. 2. – Мн.: Белорусская государственная академия музыки, 2004.– C. 22–25.
    33. Цмыг, Г. П. Белорусский хоровой концерт в контексте национальной культуры / Цмыг Г.П. // Музыкальное искусство и музыкальное образование на рубеже веков: Материалы научных конференций «Беларусь и музыкальное наследие XX столетия: поиски и обретения» (29-30 ноября 2001 г., Минск), «Музыкальное образование в контексте художественной культуры» (10-11 декабря 2002 г., Минск). – Вып. 2. – Мн.: Белорусская государственная академия музыки, 2004.– C. 20–21.
    34. Цмыг, Г. П. Беларускi харавы канцэрт: праблемы жанру, стылю i харавой фактуры/ Цмыг Г.П. // Мастацтва — 2003.— № 9.— С. 40-42.
    35. Tsmyh H. Die Spezifik der geistlichen Musik in Weissrussland. // Kirchenmusik im Erzbistum Koeln. — 2001.— № 1.— S. 3–11.
    36. Цмыг, Г. П. Беларускi харавы канцэрт на сучасным этапе / Цмыг Г.П. // На шляху да сталасьцi: Стан i перспектывы развiцця беларускай мастацкай крытыкi: Сб. матэрыялаў семiнара маладых лiтаратурных i мастацкiх крытыкаў, Мiнск, 2001.–– Мн.: Арты-Фэкс, 2001 — С. 252–256.


III. Материалы и тезисы конференций
    1. Цмыг, Г.П. «Музыкальный модус новой хоровой концертности в музыке композиторов Беларуси и современные хоровые исполнительские технологии” Першы міжнародны навуковы кангрэс беларускай культуры : зборнiк матэрыялаў (Мiнск, Беларусь, 5 – 6 мая 2016 г.) / гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2016.– С. 211-214.
    2. Цмыг, Г.П. К вопросу о хоровом сценическом искусстве // Г.П.Цмыг/ Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VI Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 19–20 лістапада 2015 года) /гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2016. –С.437-439[ 0,26 п.л.]
    3. Цмыг, Г.П. К вопросу об обработке инструментальной музыки для академического хора ( на примере полонеза ля минор М.К.Огинского) //Г.П.Цмыг/Творчая спадчына Міхаіла Клеафаса Агінскага: Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (да 250-годдзя з дня нараджэння) Мінск 18-19 чэрвеня 2015 года / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі.– Мінск : Права і эканоміка, 2015.– С.160-164.[ 0,26 п.л.]
    4. Цмыг Г.П. Features of the local paradigm of the formation of the musical professionalism in belarus (xix - beg. xx cent.) (Особенности локальной парадигмы формирования музыкального профессионализма на беларуси (xix -нач. хх вв.)) /Цмыг Г.П.// Thesis of 9th International scientific Conference Music Science Today: the permanent and the changeable. – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITĀTES AKADĒMISKAIS APGĀDS «SAULE», 2014. – C.6 - 7.
    5. Цмыг Г.П. Хор в опере: специфика музыкально-исполнительской и театрально-постановочной интерпретации (на примере минской постановки «Турандот» Дж. Пуччини 2013 года) // Г.П.Цмыг/ Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтва : мат. Міжнароднай навук.-практ. канф. (28-29 лістапада 2013 г., гор. Мінск) : У 2 частках. Ч. 1 :/ уклад. Н.С. Бункевiч [i iнш.]; гал. рэд. А.І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2014.— С.450-453.
    6. Цмыг Г.П. Composite Types of the European Choral Concerto (Композиционные типы европейского хорового концерта) /Цмыг Г.П.// Thesis of 8th International scientific Conference Music Science Today: the permanent and the changeable. – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITĀTES AKADĒMISKAIS APGĀDS «SAULE», 2013. – C.7-9.
    7. Цмыг, Г.П. Традиция почитания святых и духовно-музыкальные сочинения современных белорусских композиторов /Цмыг Г.П.//Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути: материалы Междунар. Научн.конф., Минск, 6-7 июня 2013 г. / редкол.: В.Г.Гусаков [ и др.].– Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2013.– С.286-292.
    8. Цмыг Г.П. Choral Academic Music In Belarus: Specificity Of Author's Creative Concepts (Хоровая академическая музыка в Беларуси: специфика авторских творческих концепций.) // Thesis of 7thInternational scientific Conference Music Science Today: the permanent and the changeable. – Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITATES AKADEMISKAIS APGADS «SAULE», 2012. – C.12-14.
    9. Цмыг Г.П. Новая хоровая концертность и композиционные принципы современной белорусской хоровой музыки / Цмыг Г.П. // Культура. Наука. Творчество: Материалы IV Междунар. Науч.-прак. Конф., 20-23 апреля 2010.— Мн.: Белорусская государственная академия искусств , 2011 — С. 233-236.
    10. Tsmyg Galina. The European Choral Concerto: Matters of Style, Genre, Texture. (Цмыг Г. Eвропейский хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры.) // Thesis of 6th International scientific Conference Music Science Today: the permanent and the changeable. – Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads «Saula», 2011. – C. 34–35.
    11. Цмыг Г.П. Хоровой театр: специфика и возможности. (К проблеме жанрового феномена). // Цмыг Г.П. / IV Няфедаўскія чытанні “БЕЛАРУСКАЕ МАСТАЦТВА: ГІСТОРЫЯ І СУЧАСНАСЦЬ”. Матэрыялы Рэспубліканскай навукова-творчай канферэнцыі, 24 сакавіка 2011г. – Мінск: БДАМ, 2011.
    13. Цмыг Г.П. Типы хоровой фактуры и техники современной композици -- как тема хороведческих дисциплин (на материале белорусской и немецкой вокальной и вокально-инструментальной музыки ХХ в.) / Цмыг Г.П. // Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы IV международной научно-практической конференции, Витебск, 29-30 сент. 2009г. / Вит. гос. ун-т. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. С.148-151.
    14. Цмыг Г.П. Война и музыкальное мировоззрение. (Белорусская и немецкая композиторская практика второй половины ХХ века) Цмыг Г.П.// Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць: матэрыялы Міжнар. Навук. Канф., Мінск, 17 крас. 2009 г. / рэдкал. А.А.каваленя (гал. рэд.), С.Я.Новікаў (нам.гал.рэд) [і інш.].—Мінск: МДЛУ, 2010.—вып.8.—С. 271-275.
    15. Цмыг Г.П. Типы хоровой фактуры и техники современной композици -- как тема хороведческих дисциплин (на материале белорусской и немецкой вокальной и вокально-инструментальной музыки ХХ в.) / Цмыг Г.П. // Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы IV международной научно-практической конференции, Витебск, 29-30 сент. 2009г. / Вит. гос. ун-т. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. С.148-151.
    16. Цмыг, Г.П. Хоровое искусство Беларуси в его связях с романской и славянской музыкальными культурами / Г.П.Цмыг // Культура. Наука. Творчество: материалы Междунар.науч-практ. конф., 19-20 апреля 2007г.– Мн.:Белорусская государственная академия искусств, 2008.– С.191-194.
    17. Цмыг, Г.П. О соотношении светского и религиозного в хоровой музыке на духовный текст (на материале современного белорусского композиторского творчества) / Г.П.Цмыг // XIII міжнародныя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24-25 мая 2007г.): матэрыялы чытанняў / рэдкал.: М.А.Бяспалая (адк. рэд.) [і інш.].– Мн.:Бел дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2008.– С.171-176.
    18. Цмыг Г. П. О фактурно-тембровых эффектах народно-инструментального генезиса в современной музыке без сопровождения // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф.У.Д.Розенфельда (Гродно, 8-9 апреля 2008г.): В 2 ч. Ч. 1./ ГрГУ им.Я.Купалы; редкол.:А.П.Богустов (отв.ред.) [ и др.]– Гродно: ГрГУ, 2008.– С 298–301.
    19. Цмыг, Г.П. Современная белорусская хоровая концертная музыка – необходимый компонент содержания циклов музыкально-теоретических и дирижерско-хоровых дисциплин / Г.П.Цмыг // Наука, образование и культура: состояние и перспективы инновационного развития: материалы Междунар. научю-практ. конф., г. Мозырь, 27-28 марта 2008г.: в 2 ч. / редкол.: В.В.Валетов (гл. ред.) [и др.]. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П.Шамякина, 2008. – Ч.1. – С.278-280.
    20. Цмыг, Г.П. О специфике хоровой концертной фактуры (к вопросу дополнения хороведческого тезауруса музыкально-педагогической практики) / Г.П.Цмыг // Актуальныя праблемы мастацтва: гісторыя, тэорыя, методыка международной научной конференции:матэрыялы Міжнар. Навук.-практ.канф., г.Мінск 10-11 крас. 2008 г. / Бел.дзярж.ун-т ім. М. Танка; рэдкал.: В.І.Жук, М.Р.Баразна, М.М.Круталевіч [і інш.]; адк. рэд. Ю.Ю.Захарына.– Мінск, БДПУ, 2008.– С.181-184.
    21. Цмыг, Г.П. Альтернативная нотация хоровой музыки: к вопросу освоения музыкального авангарда XX века в педагогической и исполнительской практике / Цмыг Г.П. // Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы ІІІ международной научно-практической конференции, Витебск, 25-26 сент. 2007г. / Вит. гос. ун-т. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007.- С.182-184. (0,3 п.л.)
    22. Цмыг, Г.П. Белорусская хоровая концертная музыка в контексте европейской культуры / Цмыг Г.П. // Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур: материалы междунар. науч.конф. (Минск, 9–10 нояб. 2006г.) / науч.ред. : В. Н. Новиков[и др.]. – Минск: Белорус. наука, 2006.– С.232–235. (0,3 п.л).
    23. Цмыг, Г.П. О специфике концертности в вокальных концерт-ансамблях / Цмыг Г.П.// Актуальные проблемы мировой художественной культуры: материалы Междунар. науч. конф., 23-24 марта 2006 г., Гродно / Отв. ред. В.А.Мистюк: В 2 ч. ч. 1 – Гродно: ГрГУ, 2006.– С 265-271.
    24. Цмыг Г. П. К вопросу о социально-эстетических функциях белорусской хоровой концертной музыки // ІІ Няфёдаўскія чытанні “З подзвігам у сэрцы: Тэма Вялікай айчыннай вайны ў беларускім мастацтве ХХ — пачатку ХХІ стагоддзя”: Матэрыялы канферэнцыі 24–25 сак. 2005 г. - Мн.: БДАМ, 2005. С. 161–165.
    25. Цмыг, Г. П. От венецианского хорового концерта к Белорусскому хоровому концерту XX века /Цмыг Г.П // I-я Няфедаўскiя чытаннi. Беларускае мастацтва: гiсторыя i сучаснасць: Зб. матэрыялаў мiжнароднай навукова-творчай канферэнцыi (Мiнск, 18–19 лютага 2003 г.).– Мн.: Беларуская дзяржаўная акадэмiя мастацтваў, 2004.– С 351–355.
    26. Цмыг, Г. П. Специфика концертности в хоровой музыке/ Цмыг Г.П. // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: Материалы междунар. науч. конф., 25-26 марта 2004 г., Гродно / Отв. ред. У. Д. Розенфельд: В 2 ч. Ч. 1 – Гродно: ГрГУ, 2004.– С. 223-227.
    27. Цмыг, Г. П. Хоровая концертная музыка в системе эстетического воспитания и образования в Беларуси / Цмыг Г.П. // Чалавек. Культура. Адукацыя: Матэрыялы рэспубл. навук. тэарэт. канф., Мiнск, 2003./ Навук. рэд. У. П. Скараходаў.— Мн.: Бел.ДИПК, 2003. – С. 76–81.
    28. Цмыг, Г. П. Виртуозность и её преломление в хоровых концертах Дж. Габриели, В.Титова и А.Бондаренко / Цмыг Г.П. // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: Материалы междунар. науч. конф.: В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. проф. У.Д.Розенфельда –– Гродно, ГрГУ, 2002.– С 297–302.


IV. Статьи в периодических изданиях
    1. Галіна Заблоцкая (Цмыг, Г.П.) Наша Турандот.– Літаратура і мастацтва.–№22 - 7 чэрвеня 2013.– С.13.
    2.Цмыг Галіна. Бясконцаць спасціжэння. Што адбываецца ў харавым жанры. – “Мастацтва”– №9 – верасень 2011– С.14-15.
    3. Цмыг Г.П. «Streams»: высокія ноты авангарда -- Мастацтва - № 8- 2010.— С.48-49.