Савицкая Ольга Парфеновна

Савицкая Ольга Парфеновна

Родилась в г. Минске (Беларусь). Окончила отделение музыковедения Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского (1971) по классу доктора искусствоведения В. И. Елатова, там же под его руководством аспирантуру (1974). Кандидат искусствоведения (1990). Доцент (1994). Член Белорусского союза композиторов, Белорусского союза музыкальных деятелей, Общества теории музыки (Россия), Gezellschaft fur Musikforschung (Германия).
Кандидатская диссертация: К проблеме крупной формы в белорусской советской музыке: симфонии 1960 – 1980-х годов, научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор А. А. Друкт / Гос. консерватория Литовской ССР, Вильнюс, 1990.
Стажировалась в Московской консерватории под руководством докторов наук, профессоров Е. В. Назайкинского и Ю. Н. Холопова (1977г.). Награждена Почетной грамотой БГК им. А. В. Луначарского (1982), Грамотой Министерства культуры РБ (2007), нагрудным знаком «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» (2007), Почетной грамотой Министерства культуры РБ (2012), Грамотой Министерства образования РБ (2016).
Доцент кафедры теории музыки. Преподает гармонию, полифонию, анализ музыкальных произведений, теоретические проблемы белорусской музыки, ведет специальный класс, осуществляет подготовку магистров и аспирантов. Аспирантка Суслова О. Б. защитила кандидатскую диссертацию: «Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере композиторского творчества В. Кузнецова)», Минск, 2009.
Научные интересы связаны с исследованием белорусской симфонии как целостного жанрово-стилевого феномена, представленного в динамике развития и в ряду контекстуальных сравнений, а также с изучением крупных инструментальных форм западноевропейского барокко.
Автор докладов на международных и республиканских научных конференциях по теоретическим проблемам жанра и формы белорусской симфонии и музыки барокко (Минск, Москва, Вильнюс, Даугавпилс, Киев,Пенза, Краснодар, Львов, Уфа и др.). Автор проекта и ведущая цикла «Шедевры мирового органного искусства (БГФ), ведущая органных концертов в Красном Костеле (Минск), Гродно, Поставах, Камаях, Лынтупах.



Контакты:
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПУБЛИКАЦИИ

I. Монографии
    1. Крупные инструментальные формы эпохи барокко: Органная месса. Sonata da сhiesa. - Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2008);
    2. «Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ – начало ХХI века». – Минск: «Беларуская навука», 2012 (в соавторстве).


II. Статьи
по проблемам музыки барокко:

    1. Метаморфозы церковной сонаты эпохи барокко // Теоретическое музыкознание на рубеже веков / сб. статей. - Минск, Белорусская государственная академия музыки. – 2002;
    2. Trio Sonatas of Dieterich Buxtehude – Stilistic Traits // The Diapason. November, 2007;
    3. «Трио-сонаты Г.Ф. Генделя: вопросы композиции» // Органное искусство / Материалы конференций «Гнесинские органные чтения». – Вып. 1. – М., 2010;
    4. Особенности строения фуги в трио-сонатах Д. Букстехуде // Культура. Наука. Творчество / сб. научн. статей. - Вып. 5. – Минск, Белорусская государственная академия музыки. – 2011;
    5. The Sonata da сhiesa tradition in Henri Purcell?s chamber-and instrumental works // Theses of 6thInternational Scientific Conference Music Science Todey: the permanent and the changeable / Daugavpils universitates akademiskais apgads. “Saule”. – 2011;
    6. Ансамблевые сонаты Генри и Даниэля Пёрселлов в свете жанровых традиций трио-сонаты // Весцi Беларускай Дзяржаўнай акадэміі музыкі, № 18, Мінск, 2011;
    7. Традиции Sonata da chiesa в камерно-инструментальном творчестве Генри Пёрселла //Muzikas zinatne sodien: IV. Zinatnisko rakstu krajums. Daugavpils: Daugavpils Universittates Akademikais apgads “Saule”, 2012;
    8. И. С. Бах. Трио-соната из «Музыкального приношения»: традиции жанра в зеркале индивидуального авторского стиля // Органное искусство / Материалы конференций «Гнесинские органные чтения». – Вып. 2. – М., 2012.
    9. Органная месса И. С. Баха: вопросы формообразования // Пытанні мастацтвазнаўства. этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 15 /Навук. рэд. А.І. Лакотка: Цэнтр даследванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск: Права і эканоміка, 2013.
    10. «Примиренные вкусы» или особенности жанра и формы в Трио-сонатах Ф. Куперена // Весцi Беларускай Дзяржаўнай акадэміі музыкі, № 23. – Мiнск, 2013.
    11. Становление циклической формы Sonata da chiesa в итальянской инструментальной музыке XVII – начала XVIII века // Известия НАН Беларуси. Серия гуманитарных наук 2014 № 2. – Мiнск: «Беларуская навука», 2014.
    12. О «тайной поэтике» Трио-сонат Дитриха Букстехуде: вопросы организации макроцикла // Весцi Беларускай Дзяржаўнай акадэміі музыкі, № 24. – Мiнск, 2014.
    13. Органная месса эпохи барокко и ее рецепция в современной науке о музыке и концертно-исполнительской практике // Весцi Беларускай Дзяржаўнай акадэміі музыкі, № 25. – Мiнск, 2014.
    14. О «тайной поэтике» Трио-сонат Дитриха Букстехуде: вопросы организации макроцикла // Научные проблемы современного музыкального искусства. Сборник материалов Международной научно-практической конференции от 4 5 декабря 2014 года / Отв. Ред.-сост. Е. Р. Скурко, ред. Н. Ю. Жоссан, В. А. Шуранов. – Уфа: Уфимская гос. Академия искусств им. Загира Исмаилова, Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры Республики Башкортостан, 2015.
    15. Трио-сонаты Франсуа Куперена как жанрово-стилевой феномен инструментальной музыки эпохи барокко // Журнал общества теории музыки. – Вып. 4а 2014 / 8а – С. 15 – 24 (электронная версия).
    16. François Couperin´s Trio Sonatas as a Genre and Stilistic Phenomen of Baroque Instrumental musik // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. IV. Zinatnisko rakstu krajums. Daugavpils universitātes akadēmiskais apgāds. “Saule”. – 2015.


по проблемам белорусской симфонии:
    1. Некоторые особенности тематической драматургии моноинтонационного цикла в творчестве Е. Глебова //Вопросы теории и истории музыки, Минск: “Вышэйшая школа”. - 1976;
    2. Скразное ладагарманічнае развіццё ў сімфанічных цыклах Я. Глебава //Весці Акадэміі навук БССР / Серыя грамадскіх навук №2. - Мінск, 1979;
    3. О принципах композиции симфоний Е. Глебова // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. – Вып. 1. – Минск: “Вышэйшая школа” – 1982;
    4. Оратория Е. Глебова “Приглашение в страну детства» (к вопросу эволюции стиля композитора) // Вопросы Культуры и искусства Беларуси – Вып. 4. – Минск, “Вышэйшая школа”. - 1985;
    5. Особенности драматургии и композиции белорусской симфонии 60 – 80-х годов //Вопросы культуры и искусства Белоруссии. – Вып. 8. – Минск: «Высшая школа». - 1989;
    6. Несонатные циклические композиции в симфониях Д. Смольского и А. Мдивани 80-х годов //Белорусская советская музыка на современном этапе: Теоретические очерки: Сб. научн. тр. / Ред.-сост. А. А. Друкт. - Минск: Белорусская государственная консерватория. – 1990;
    7. Авангадысцкія тэндэнцыі ў беларускай музыцы 60-х – пачатку 90-х гг. і праблема буйной інструментальнай формы // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі. – Вып. 12. – Мінск: “Вышэйшая школа”. – 1993;
    8. Белорусская симфония: истоки, эволюция жанра // Проблемы национальных музыкальных культур на рубеже третьего тысячелетия / Материалы Международной научной конференции «Цивилизация и культура: проблема актуальности национального фактора на рубеже третьего тысячелетия (музыкальный аспект)» . 29 – 30 октября 1998 года. - Минск: БелIПК, 1999;
    9. Фантастическая увертюра “Байка” С. Монюшки: к вопросу о становлении романтических жанров и форм в белорусской симфонической музыке // Романтизм в музыке: Материалы научно-теоретической конференции (Минск, 3 – 5 дек. 1997 г.). – Минск, 1999;
    10. Белорусская симфония на рубеже ХХI века // Музыкальное искусство на рубеже столетий: Материалы Международной научной конференции «Музыкальное творчество и ХХI век: традиции, новации и перспективы» (Минск, 21 апреля 2000 г.). – Минск, 2000;
    11. Вопросы становления и развития жанра симфонии в Беларуси // Теоретические проблемы музыки ХХ века: Научные труды Белорусской государственной академии музыки / Ред.-сост. Т. А. Щербо. – Вып. 6. – Минск: Белорусская государственная академия музыки. – 2001;
    12. Евгений Глебов – симфонист // Современный мир и национальные музыкальные культуры: Материалы международной научной конференции «Национальные традиции и современность», Минск, 5 – 7 октября 2004 г. - Минск: ООО «Ковчег», 2004;
    13. Неизвестные страницы истории симфонической музыки Беларуси: Увертюра «Kochanka hetmanska» С. Монюшко // Музычная культура Беларусi: перспектывы даследавання: Матэрыялы XIV Навуковых чытанняў памяцi Л. С. Мухарынскай (1906 - 1987). - Мінск: УА «Беларуская дзяржаўная акадэмiя музыкi», 2005;
    14. Театральный симфонизм Евгения Глебова // Музыкальная академия - 2005. - № 3; Белорусская симфония как феномен национальной художественной культуры: к постановке вопроса // Музыка и глобализация культуры: научные труды БГАМ. - Вып. 10. - Мінск, 2005;
    15. Формирование национального симфонизма в творчестве композиторов Беларуси XIX столетия // Материалы Междунар. науч. конф., посвященной 200-летию Наполеона Орды. «Наполеон Орда: жизнь, творчество, художественное наследие», Минск, 15 – 16 февраля 2007 г. - Минск, 2007;
    16. Из архивных материалов: Третья и Четвертая симфонии В. А. Золотарева // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi, № 14. – Мiнск, 2009;
    17. Заветы Мастера: о симфоническом стиле Евгения Глебова // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi, № 15. – Мiнск, 2009;
    18. «Пятая симфония «Память земли» Андрея Мдивани: к вопросу о новых принципах циклической организации в белорусской симфонии 80 – 90-х годов ХХ века» // Mузычныя скарбы беларускай зямлi: да 15-годдзя музычна-гiстарычнага праекта Нацыянальнага канцэртнага аркестра Беларусi /Складальнiк Дадзiемава В. У.: Матэрыялы навук. канф. «Далягляды беларускага музыказнаўства» - Нясвiж 13 мая 2010;
    19. Симфония конца 80-х - 1990-х гг.; Первая «Покаянная» симфония О. Ходоско» // Белорусская музыка второй половины ХХ века: Учебное пособие. – Минск, 2009;
    20. Симфония Виктора Помозова (simfonia quasi una Betleem) // Беларуская музыка ў каардынатах еўрапейскага мастацтва / Матэрыялы навукова-практычнай канф. ў межах 16 Свята мастацтваў “Музы Нясвіжа - 2011”/ Складальнік Дадзіёмава В. У. – Нясвіж 15 мая 2011 г.;
    21. Третья симфония Е. Глебова: у истоков белорусской концертной симфонии // Музыкальная культура Беларусі на скрыжаванні эпох / Навуковыя працы Беларускай дзяжаўнай акадэміі музыкі. – Вып. 26. – Серыя 1. Беларуская музычная культура. - Мінск, 2011;
    22. Оркестровые увертюры С. Монюшко в жанрово-стилевом пространстве европейского романтизма // Шопен и пути развития европейского романтизма. Сб. ст. – Минск, 2011;
    23. Композитор Андрей Мдивани // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi, № 20. – Мiнск, 2012 (в соавторстве). 21. «Альпийская симфония-баллада» Е. Глебова в контексте развития жанра хореографической симфонии. // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi, № 22 . – Мiнск, 2013.
    24. Симфонии О. Ходоско: матаморфозы жанра // Научный вестник «Часопис» Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского. 2016, № 1/30.
    25. Фантасмагория И. Босха в зеркале симфонической концепции О. Ходоско (Пятая симфония «Семь смертных грехов») // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi, № 28 . – Мiнск, 2016.
    26. Современная белорусская симфония: традиции отечественной композиторской школы и новые парадигмы жанра // Першы міжнародны навуковы кангрэс беларускай культуры: зборнік матэрыялаў (Мінск. Беларусь, 5 – 6 мая 2016) / гал. Рэд. А. Ш. Лакотка; Цэнтр даследванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск: Права і эканоміка, 2016.
    27. Жанр симфонии в панораме современной белорусской музыки // Вести ИСЗ, № 3. – Минск, 2017.


III. Публицистическая, лекторская деятельность
    Провела около 500 филармонических концертов, в том числе органные циклы «Антология органного творчества Дитриха Букстехуде», «Все органные сочинения И. С. Баха», «Портреты композторов», «И. С. Бах, его предшественники и современники» в сотрудничестве с А. В. Фисейским и К. К. Шаровым; авторские концерты белорусских композиторов и исполнителей (А. Богатырев, Е. Глебов, К. Тесаков, В. Будник, В. Доморацкий, И. Паливода, Э. и С. Носко, В. Курьян, В. Войтик, И. Оловников, М. Жилюк, И. Краснодубский и др.). Является ведущей программ международного концертного проекта БГФ «Шедевры мирового органного искусства», представляющего выдающихся исполнителей-органистов Беларуси, России, Польши, Литвы, Германии, Франции, Англии, Италии, США и др.,органных концертов в Гродно, Поставах, Камаях, Лынтупах. Является автором концепции и ведущей цикла юбилейных концертов, посвященных 50-летию Органа Большого зала Белорусской государственной филармонии («Минская весна – 2013»).

Автор статей в газетах и журналах «Советская Белоруссия», «ЛіМ, «Вечерний Минск», «Народная воля», «Мастацтва», «Неман», «Беларусь» и др. Участие в программах Белтелерадиокомпании: «Мир», «Культура», «Первый Национальный канал», «СТВ» и др.