Мдивани Татьяна Герасимовна

Мдивани Татьяна Герасимовна

Мдивани Т.Г. (урожд. Воробьева Татьяна Герасимовна), род. в г. Полоцке (Беларусь). Кандидат искусствоведения (1983), доцент (1988), доктор искусствоведения (2005), профессор (2009), Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1998). Награждена Нагрудным знаком «За ўклад у развіццё культуры Беларусі» Министерства культуры РБ (№543). Мдивани Т.Г.– член Белорусского союза композиторов, Белорусского союза музыкальных деятелей, Общества теории музыки (Россия), Gezellschaft fur Musikforschung (Германия).

В 1972 г. закончила Белорусскую государственную консерваторию им. А. Луначарского (класс доктора искусствоведения, профессора, Лауреата Государственной премии РБ Галины Григорьевны Кулешовой), в 1979 г. – аспирантуру (научный руководитель Юрий Николаевич Холопов, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России). В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца 19-нач.20 вв. (А. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер)», в 2005 г. – докторскую диссертацию «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века (особенности эволюционного процесса)» (научные консультанты: Холопов Ю. Н. и Сороко Эдуард Максимович, доктор философских наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), координатор Республиканской общественной организации “Экологическая Культура” (РООЭК, Минск), действительный член Международного клуба Золотого Сечения при Международной ассоциации симметрии). Работала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Молодечненском музыкальном училище им. М. Огинского и в Белорусской государтвенной консерватории им.А.Луначарского. С 1989 г. – старший научный сотрудник, с 2006г. – ведущий научный сотрудник отдела музыкального искусства Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси». Филиал ГНУ «ИИЭФ им. К. Крапивы». Представитель школы Юрия Холопова в Беларуси. Ученики: кандидаты искусствоведения – И.Л.Горбушина, В. Г. Гудей-Каштальян, Н. В. Мацаберидзе, Г. П. Цмыг, А. Г. Субботняя; ст.научн. сотр.Е.Куртенок; аспирантка О.Дубатовская, дипломники – Е.Карлинская, Е. Бруховецкая, Е. Храброва и др.

Мдивани Т. Г. - представитель русско-белорусской научной и педагогической музыкально школы. Как теоретик музыки она является ученицей Школьникова Леонида Ефимовича и Холопова Юрия Николаевича – воспитанников Московской консерватории, как историк музыки – Кулешовой Галины Григорьевны (под ее руководством по окончании консерватории была написана дипломная работа «Песни Эдуарда Мерике» Хуго Вольфа»). Азы профессии музыковеда были заложены Школьниковым Л. Е., навыки научного исследования – Холоповым Ю. Н.

В кандидатской диссертации (1983 г.) впервые были открыты и охарактеризованы: 1.особые состояния тональности (типы тональных структур, формы тональностей) – парящая (термин А. Шенберга), колеблющаяся, многозначная и снятая (затем развито Ю.Холоповым в его работах «Гармония. Теоретический курс. – М.,1988», Гармония. Практический курс. – М., 2003), которые образовав систему атоникальности, подготовили додекафонию и связанную с нею «новую тональность», неклассический стиль музыкального мышления в целом; 2.новые принципы формообразования, типы музыкальных форм (разнотональная, разнотоникальная); 3.новое качество элементов музыкального языка (амбивалентность, неоднозначность, латентность), а также целый ряд новых терминов (функциональные эквиваленты, индикаторы тональности); 4. впервые классифицированы и охарактеризованы существующие методы анализа европейской гармонии, и 5.создан специальный тонально-расширенный метод анализа позднеромантической гармонии. Впоследствии на эти разработки ссылались Ю.Холопов (1) , Ю.Москва (2) и др.

В докторской диссертации (2005) раскрыта сущность авангардного музыкального мышления – рационализм, представший в форме неклассической рациональности (творчество композиторов І пол. ХХ века, или Новая музыка) и новой неклассической (расширенной) рациональности (творчество композиторов ІІ пол. ХХ века, или Новейшая музыка). С помощью синергетической методологии объясняются такие радикализмы западного музыкального авангарда (Булез, Берио, Кейдж, Ноно, Пендерецкий, Штокхаузен), как алеаторика (техника случайностей, аппроксимативность), музыка звучностей (сонорика), коллаж, графическая и пространственная музыка, парамузыкальные и парамузыкально-театральные феномены, входящие в систему новых игровых жанров, или условного театра (хэппенинг, акция, перфоманс, флаксус, инсталляция), инструментальный театр, которые демонстрируют нелинейную концепцию музыки, а также музыкальный интуитивизм, медитативность. Будучи опосредованными восточными идеями и неевропейской системой мышления, они свидетельствовало о кризисе западных рационалистических концептов.

Признаком кризиса выступили: 1.индетерминизм как художественный и конструктивный принцип, функционирующий в условиях нелинейности, разбалансировки материала и циркулирующей событийности (хэппенинги); 2.неопределенность, символизирующая бифуркационное состояние «музыкальной цивилизации» и «музыки прогресса» в целом (Indeterminacy Д.Кейджа и XI К.Штокхаузена); 3.трактовка музыки как тишины (4' 33" tacet Д.Кейджа), что в экзистенциальном смысле означает «конец», «предел» звуковой материи (4 минуты и 33 секунды есть 273 секунды, означающие абсолютный температурный нуль по Кельвину в градусах – Э.Сороко) или «смерть», завершение западной рационалистической «музыкальной цивилизации» (выражение Ю.Холопова); 4.движение к восстановлению целостности и калокагатийности музыки в ее изначальном «числовом» (по Платону – А. Лосеву) значении (3). В сферу научных интересов Т. Г. Мдивани входят философия музыки, культурология, теоретические проблемы европейской (включая белорусскую, российскую) и шире – западной (в т.ч. американскую) музыки академической традиции, музыкальные и музыкально-театральные жанры и стили, композиторские техники, а также музыкально-теоретические системы, методы изучения и постижения сущности Новой и Новейшей музыки. В качестве ведущего научного сотрудника являлась научным руководителем целого ряда работ: “Белорусская и немецкая музыка последней четверти ХХ века: преемственные связи и современное состояние» (Германия-Беларусь 2008-2009); «Создать научно-практические разработки по освоению белорусского музыкального концертно-исполнительского искусства и методические рекомендации по его внедрению» (2009-2010); «Феномен академической музыки: сущность и современное состояние (на материале российского и белорусского композиторского творчества последней трети ХХ – начале ХХІ вв.)» (Россия-Беларусь 2011-2012) по линии Государственного комитета по науке и технологиям и Белорусского фонда фундаментальных исследований и Белорусского фонда фундаментальных исследований. Кроме того, Т.Г.Мдивани входила во временные научные коллективы по выполнению заданий по инновационным научным исследованиям Государственного комитета по науке и технологиям и Белорусского фонда фундаментальных исследований: «Разработать научно-методические рекомендации и создать практические пособия для совершенствования процесса освоения белорусского музыкального творчества (народного и профессионального) в сфере культуры и искусства Республики Беларусь»; «Музыкальное искусство и культура древнего Полоцка: история и современное состояние» ( Россия – Беларусь 2011-2012 гг.);


1 «Идея состояний тональности разработана в диссертации Т.Г.Мдивани «Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца конца XIX — начала XX века [А. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер]», Минск, 1983 » – См. в: Ю. Н. ХОЛОПОВ. Гармония. Теоретический курс. М.:Музыка,1988. - С.383-384.
2 «Термин «состояния модусов» мы используем по аналогии с известным термином «состояния тональности»… …целостная разработка принадлежит Т. Г. Мдивани (кандидатская диссертация «Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца XIX — начала XX века [А. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер]», Минск, 1983) и Ю. Н. Холопову («Гармония. Теоретический курс», М., 1988, с. 383–399)» – См. в: Москва Юлия Викторовна. Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения.- Москва, 2007.- С. 16.
3 «Особенно важно то обстоятельство, что именно такие фрагменты свидетельствуют о необычайной актуальности в наше время философии А.Ф. Лосева, основанной на так называемом «Высшем синтезе» и цельном знании. Недаром А.Ф. Лосев сближал музыку, математику и эстетику. Как известно, по идеям философа исходная основа музыки и математики одна - числа. Отсюда - открытия, которые на первый взгляд могут показаться парадоксальными, но их тщательное изучение доказывает полную оправданность лосевских замыслов, которая, кстати сказать, на практике реализуется новейшими авангардными композиторами. Известный специалист в этой сфере проф. Т.Г. Мдивани ярко и обоснованно показывает это в своей книге «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» (Минск, 2003)». – См. в: Работа с архивом А.Ф. Лосева Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Контакты:
Электронная почта : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПУБЛИКАЦИИ

І. Монографии, брошюры, разделы научных изданий
    1. Мдивани Т. Г. Методические рекомендации по гармонии. – Минск: РМК, 1981. – 77 с.
    2. Мдивани Т. Г., Двилянская Б. А. Практические рекомендации по изучению гармонии. – Минск: РМК, 1986. – 113 с.
    3. Мдзівані Т. Г.(сааўт.) Кампазітары Беларусі. – Мн.: Беларусь, 1997. – 13 арк.
    4. Мдывані Т.Г.(аўтар і навуковы рэдактар), Глушакоў І. В., Голікава Л. Ф., Дубкова Т. А., Куляшова Г. Р., Чурко Ю. М., Юўчанка Н. А. Музычны тэатр Беларусі: 1917–1959.– Мн.: Навука і тэхніка, 1993. – С. 3–16; С. 408–411.
    5. Мдывані Т. Г., Куляшова Г. Р., Юўчанка Н. А. Музычны тэатр Беларусі: 1960–1990. – Мн.: Беларуская навука, 1996. – 71 с. (С. 150–153, 176–196, 196–220, 228–247, 266–276).
    6. Мдывані Т. Г., Куляшова Г. Р., Юўчанка Н. А.и др. Музычны слоўнік. – Мн.: Беларуская навука, 1999. – 559 с.
    7. Мдивани Т. Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении XX века. – Минск: Беларуская навука, 2003. – 327 с.
    8. Мдивани Т. Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении XX века:особенности эволюционного процесса – Автореферат докт. дисс. /Минск: БГАМ, 2003. – 327 с.
    9. Мдывані Т.Г.Панарама музычнага мастацтва другой паловы ХХ ст.: сімфанічная, народна-аркестравая, камерна-інструментальная музыка, опера і духоўныя творы // Беларусы. – Мн.: Бел.навука, 2008.— С.511-560.
    10. Мдивани Т.Г. Ценова В., Ладыгина А.Б., Мдивани А.Ю., Савицкий М.А., Сороко Э.М. // Мдивани Т.Г., Цмыг Г.П., Ювченко Н.А. Мысль. Творчество. Созидание – Минск: Змитер Колас, 2009. - 208 с.
    11. Мдивани Т.Г. Современные белорусские композиторы. А.Ю. Мдивани // Н/п электронное издание / Трусевич А.Г. (гл.ред.). - Минск: Вышэйшая школа, 2009.
    12. Мдивани Т.Г. Современные белорусские композиторы. Е.Глебов // Н/п электронное издание / Трусевич А.Г. (гл.ред.). - Минск: Вышэйшая школа, 2009.
    13. Мдивани Т.Г. Современные белорусские композиторы. С.Кортес // Н/п электронное издание / Трусевич А.Г. (гл.ред.). - Минск: Вышэйшая школа, 2009.
    14. Мдивани Т.Г. Современные белорусские композиторы. И.Лученок// Н/п электронное издание / Трусевич А.Г. (гл.ред.). - Минск: Вышэйшая школа, 2009.
    15. Мдивани Т.Г. Музыкальное искусство // Культура Беларуси: 20 лет развития.1991-2011. – Минск: Инст.культ. Беларуси, 2012 – С.119-133
    16. Мдивани, Т.Г. (научный редактор и со автор) – Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ– начало ХХI века. Минск: Бел.навука, 2012 (соавт.): Искусство игры на смычковых инструментах: альт, виолончель, контрабас, скрипка // Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ–начало ХХI века. / Т.Г. Мдивани [и др.]; науч. Ред. Т.Г. Мдивани; редкол.: А.И. Локотко [и др.]. – Минск: Бел.навука, 2012. – С.120 – 146.
    17. Мдивани, Т.Г. (научный редактор и автор) – Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ–начало ХХI века. Минск: Бел.навука, 2012 (соавт.). – 560с. : Народно-инструментальное концертно-исполнительское искусство: аккордеон, баян, балалайка, гитара, домра, цимбалы //Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ–начало ХХI века. / Т.Г. Мдивани [и др.]; науч. Ред. Т.Г. Мдивани; редкол.: А.И. Локотко [и др.]. – Минск: Бел.навука, 2012. – С.146 – 221.
    18. Мдивани Т.Г. (научный редактор и автор) – Музыка академической традиции: опыт западно- и восточноевропейской композиторской практики // Европейская музыка академической традиции: сущность, истоки, современное состояние (на примере творчества композиторов России и Беларуси). – Минск: Бел.навука, 2014. – С. 6 – 126. (соавт.)
    19. Мдивани, Т.Г.(соавт.) Композиторы Беларуси // Т.Г.Мдивани, Композиторы Беларуси. – Минск: Беларусь, 2014. – 480 с.


II. Статьи
    1. К проблеме метода гармонии как научной дисциплины // Вопросы музыкознания. – Мн.: Вышэйшая школа, 1981. - С.83 - 92.
    2. Проблемы организации оркестровой ткани: Общие закономерности // Вопросы культуры и искусства Беларуси.– Минск: Вышэйшая школа, 1985. – Вып. 4. – С.30 – 37.
    3. О формах и методах синтезирования в музыке XX века // Исследования о музыке. – Деп. в НИО «Информкультура» Гос. б-ка им. Ленина. Москва. 15.11.1985. № 915. – 40 с. Реферат в реферативно-библиографическом указателе «Музыка» 1985. – № 6.
    4. Принципы организации оркестровой ткани: драматургия контрастов // Вопросы культуры и искусства Беларуси.– Минск: Вышэйшая школа, 1987. – Вып. 6. – С. 8 – 14.
    5. Мдывані Т. Г. Музыка душы: Новыя рысы стылістыкі і формаўтварэння ў музыцы для аркестра беларускіх народных інструментаў на прыкладзе п’есы “Званы” А. Друкта // Мастацтва Беларусі. – 1988. – № 2. – С. 8–10.
    6. Об особенностях музыки для оркестра белорусских народных инструментов // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.– Минск: Вышэйшая школа, 1990. – Вып. 9. – С. 44 – 51.
    7. О проявлении гармонического фонизма в белорусской музыке // Белорусская советская музыка на современном этапе. – Минск: БГК, 1990. – С. 200–227. 15. Мдывані Т. Г. Яе музыка // Мастацтва Беларусі. – 1991. – № 9. – С.70 – 71.
    8. Наблюдения над творческим стилем В. Кондрусевича // Вопросы культуры и искусства Беларуси. – Минск: Вышэйшая школа. – 1991. – Вып. 10. – С.40–44.
    9. Мдывані Т. Г. Беларускі музычны авангард: прагноз на заўтра // Мастацтва. – 1991. – № 6. – С.51–54.
    10. Денисов Э. «Пять историй господина Кейнера по Бертольду Брехту»: вопросы композиции // Теоретические проблемы современной музыки. – Минск: БГК, 1992. – С. 86–112.
    11. К. Пендерецкий. «Заутреня»: вопросы композиции // Laudamus. – Москва: Композитор, 1992. – С. 167–173.
    12. Мдывані Т. Г. Рысы музычнага стылю Вячаслава Кузняцова // Весці АН Беларусі. – 1994. – № 2. – С. 83–89.
    13. Шматаблічны Яўген Паплаўскі // Мастацтва. – 1996. – № 10. – С.26–28
    14. Введение в поэтику музыкального сюрреализма // Проблемы национальных музыкальных «Бытие» числа у Л. Ноно, К. Штокхаузена, Дж. Кейджа // Теоретическое музыкознание на рубеже веков. – Минск: БГАМ, 2002. – С. 178–189.
    15. Западный рационализм в музыке и XX век // Sator Tenet Opera Rotas. – Москва: МГК, 2003. – С. 219–228.
    16. Мдывані Т. Г. Вытокі рацыяналістычнага стылю музычнага мыслення // Весці НАН Беларусі. – 2003. – № 3.– С. 22–29.
    17. Завяршэнне “гарманічнай эпохі” ў авангарднай музыцы першай паловы XX стагоддзя // Весці НАН Беларусі. – 2003. – № 4. – С. 76–82
    18. К понятию и истории рациональности в европейской музыке // Панарама мастацтваў ў дыяпазоне сучасных даследванняў: Зб.навук.арт. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т. культуры, 2004. – С. 27–29.
    19. Число в музыке как символ целостности // Вести БГАМ. – 2004. – № 5. – С.72-77.
    20. Мдывані Т. Г. Алеаторыка і калаж у авангарднай музыцы XX стагоддзя // Мастацтва. – 2004. – № 2. – С.46–47.
    21. Новыя аспекты авангарднага музычнага мыслення ў другой палавіне ХХ стагоддзя // Весці НАН Беларусі – Мн.: Бел.навука, 2004. – № 2. – С.78–86.
    22. Творчы рацыяналізм у авангарднай музыцы: новыя тыпы музычнага гуку // Весці НАН Беларусі. – Мн.: Бел.навука, 2004. № 3. – С. 74–82.
    23. Классическое, неклассическое и традиционное в Новой и Новейшей музыке ХХ века // Музыка и глобализация культуры. Научные труды БГАМ. Вып.10.– Мн.: БГАМ, 2005.- С.112–120.
    24. Мдывані Т.Г. Новы мастацкі светапогляд авангардных кампазітараў другой палавіны ХХ ст.// Весці НАН Беларусі. – Мн.: Бел.навука, 2006. -№1.- С.73-82.
    25. О стилистике песнопений православной церкви и их претворении в современной композиторской практике // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: У 2 ч. Ч. 2: Праблемы тэатральнага, музычнага і кінатэлемастацтва ў кантэксте славянскіх культур у сучасным свеце / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Беларус. навука, 2007.– С. 279-288.
    26. Белорусская музыка рубежа ХХ–ХХІ вв.: реалии творческих исканий // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі.Вып.3 /Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мн.: Права і эканоміка, 2007.– С.344-350.
    27. Белорусская музыка в ее национальном самоопределении: текст, интертекст, контекст // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі іфалькларыстыкі. Вып. 2. – Мн.: Права і эканоміка, 2007. – С. 228–233.
    28. Белорусская музыка рубежа ХХ–ХХІ вв.: реалии творческих исканий. Вып. 3. – Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.– Мн.: Права і эканоміка, 2007. – С. 344–350.
    29. О формах проявления национального в белорусской музыке последней трети ХХ века // Вести БГАМ – Мн.: БГАМ, 2007. – С.13-20.
    30. Аддзел музычнага мастацтва і этнамузыкалогіі (сааўт.) //Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы: 50 год з дня заснавання. – Мн.: Права і эканоміка, 2007. - С.67-76.
    31. Слово об авторе // Ладыгина А.Б. Музыкально-театральная жизнь Минска конца ХХ – начала ХХ1 вв. Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 11–12
    32. Рационалистические парадигмы Новейшей музыки // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 4 – Мн.: Права і эканоміка, 2008.– С.128-133.
    33. Специфика претворения композиционных принципов Новой и Новейшей музыки в творчестве восточноевропейских композиторов последней трети ХХ - начало ХХI вв. // Музыкальная культура и жизнь: новые реалии. Научные труды БГАМ. - Вып.20. - Минск, 2009 №1— Мн.: БГАМ, 2009.- С.66-86.
    34. Новая неклассическая (расширенная) рациональность – парадигма Новейшей музыки // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта: научн.журнал /редкол.: А.Русецкий (гл.ред.) [и др.] – Віцебск: ВГУ, 2009. - №1.- С.92-98.
    35. Новая неклассическая (расширенная) рациональность – парадигма Новейшей музыки // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта: научн.журнал / редкол.: А.Русецкий (гл.ред.) [и др.] – Віцебск: ВГУ, 2009. - №1.- С.92-98.
    36. Воспоминания о Юрии Николаевиче Холопове // Сборник статей / редкол.: В.Холопова (гл. ред.) [и др.]. - Москва: Московская консерватория, 2008.- С.163-165.
    37. .Сучасны стан беларускага акадэмічнага музыказнаўства // Весці НАНБ: Сборник научн. статей: серия гуманит. наук / редкол.: М.Мясникович (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2009.- №3.- С.73-78.
    38. Опера «Мастер и Маргарита» Евгения Глебова: структура, стиль и универсалии постановочной работы / Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.7 /Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мн.: Права і эканоміка, 2009. - С.165-171.
    39. Современное состояние белорусской академической науки в области музыковедения: инерция мышления и новые пути//Muzikas zinatne sodien: pastav?gais un main?gais–Daugavpils: Saule,2010. – 240 с.
    40. Концепция общеевропейского (авангардного) музыкального стиля ХХ века // Искусство и культура. – 2011.– №1.– С.25-34.
    41. Метадискурс коммуникации в авангардной композиторской практике II пол. ХХ века/ Коммуникация: метафизика и метадискурс. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. — С.137-140.
    42. Опера малых форм и новые музыкально-игровые жанры – парадигмы музыки эпохи постмодернизма: к теории вопроса // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып.9 /Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мн.: Права і эканоміка, 2010.– С.160-168.
    43. О трактовке национального в современной музыке (на примере белорусской композиторской практики рубежа ХХ-ХХІ ст.) – М.: Музыкальная академия, 2011. – №4. – С.32-35.
    44. Музыкальный постмодернизм: к постановке проблемы // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais – Даугавпилс: Даугавпилский университет Акаdemijais аpgads “Saule”, 2012. – С. 230-243.
    45. Музыкальный авангард и постмодернизм (опыт аналитического размышления) // Малевич. Классический авангард. Витебск. – Минск: Экономпресс, 2012. – С.91-99.
    46. Контрабасовое концертно-исполнительское искусство Беларуси: Николай Кривошеев // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. – Вып. 13 / Цэнтр даследаванняў беларуская культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мн.: Права і эканоміка, 2012 – С. 207-214.
    47. Народно-инструментальное концертно-исполнительское искусство: аккордеон, баян, балалайка, гитара, домра, цимбалы //Белорусское концертно-исполнительское искусство: последняя треть ХХ–начало ХХI века. Минск: Бел.навука, 2012. – С.146-221.
    48. Искусство игры на смычковых инструментах: альт, виолончель, контрабас, скрипка. – Минск: Бел. навука, 2012. – С. 120-146. (соавт.)
    49. Mdivani T.G. Uber die Verbindung der weissrussischen Kultur mit der deutschen Kultur: Ausbildungssystem //Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Heft 13. / Mittellungen der internationalen Arbeitsgeinneinschaft an der Universitat Leipzig – Lpz.: Gudrun Schr?der Verlag, 2012. – S.295-307
    50. Композитор Андрей Мдивани // Весці БДАМ – Минск: БГАМ, 2012. №20. –С.142-15.1 (соавт.)
    51. Реквием в творчестве белорусских композиторов (на примере произведений, посвященных Великой отечественной войне)/Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. – Сыктывкар, 2012. – Вып.4.–С.63-67.
    52. Православный этос в творчестве современных белорусских композиторов – «охранная грамота» белорусской нации // Материалы Круглого стола «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь» г. Минск. 15 марта 2012 г. / Религиозный фактор национальной безопасности – Минск: Бонем, 2012. – С.96-101.
    53. Академическая музыка и глобализация культурного пространства // Весці БДАМ – Минск: БГАМ, 2012. – №21. – С.119-124.
    54. Віктар Роўда і яго творчасць:да праблемы выканальніцкай інтэрпрэтацыі музыкі//Весці БДАМ – Минск: БГАМ, 2012. – №21. – С.127-130.
    55. Белорусское музыкальное искусство сегодня // Музыкальная академия. Москва, 2013. – №3 – С.147-151.
    56. Музыкальная жизнь Полоцка: от любительского музицирования к профессиональной концертной деятельности // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі – Мінск: Бел.навука, 2013. – Вып.14. – С.168-177.
    57. Oeuvre of Andrei Mdivani in European cultural context // International Scientific and Practical Conference (ISPC) / London, 2013. – P.227-247.
    58. О национальном и общечеловеческом в музыке// Весці БДАМ - 2011.-№18. — С.70-74.
    59.Mdivani, Т. / T. Mdivani. The lateromantic Harmonic Techniques and Specific State of Tonality (Specific Tonal Structures) in the Works by A.Bruckner, H.Wolf, G.Mahler and M.Reger // Music Sciense Today: the permanent and the changeable. Daugavpils University: Saule, 2014. – pp. 4 – 5.
    60. Mdivani, Tatsiana. Spätromantische harmonische Techniken, oder Besondere Tonalitätszustände im Schaffen von R.Strauss und G.Mahler [Позднеромантические гармонические техники, или Особые состояния тональности в творчестве Р.Штрауса и Г.Малера] // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – Wien: East-West, 2014. – S.17 – 21.
    61. Позднеромантические гармонические техники и особые состояния тональности (особые тональные структуры) в творчестве Антона Брукнера, Хуго Вольфа, Густава Малера, Макса Регера // Mūzikas zinātne šodien: pastāvigais un mainīgais.VII. – Daugavpils Universitātes:Akadēmiskais apgāds ‘Saule’, 2015. – pp.189 – 200.
    62. Знаки и символы Востока в европейском композиторском творчестве// Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. – Мінск: Бел.навука, 2015. – Вып.19. – С.142 – 145.
    63. “…В надежде, что нить преемственности не прервется”// М.: Муз.академия. – №1. – 2016. – С.104 – 106.
    64. Mdivani Tatsiana. Die Suche nach dem Modell einer neuen Ganzheit. Musik von Karlheinz Stockhausen // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Heft 16. / Mittellungen der internationalen Arbeitsgeinneinschaft an der Universitat Leipzig – Lpz.: Gudrun Schrӧder Verlag, 2016. – S.133 – 139.


III. Научное редактирование книг
    1. “Музычны тэатр Беларусі. 1917-1959” – Мн.: Навука і тэхніка, 1993. – 432 с.
    2. «Белорусское концертно-исполнительское искусство последней трети ХХ - нач.ХХІ вв.» – Минск: РУП “Издательский Дом “Беларуская навука”, 2012. – 560 с.
    3. Европейская музыка академической традиции:сущность, истоки, современное состояние(на примере творчества композиторов России и Беларуси) –– Минск: РУП “Издательский Дом “Беларуская навука”, 2013. – 310 с.


IV.Статьи в энциклопедиях
    “Культура Беларусі”, БелЭЛіМ, “Театральная энциклопедия”, “Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь”


Важнейшие энциклопедические статьи
    Алеаторика, Аппроксимативность, Атональность, Додекафония, Колеблющаяся тональность, Многозначная тональность, Парящая тональность, Политональность, Постмодернизм, Симфоническая музыка, Симфония, Снятая тональность, Состояния тональности, или атоникальные состояния, Театральный симфонизм, Тональность, Электронная музыка, «Альпийская баллада» Е.Глебова, «Алеся» Е.Тикоцкого, Н.Алданов, О.Еромкин, И.Еромкина, В.Захаров, В.Долгих, А.Дедик, М.Жилюк, Р.Минин, А.Остромецкий, И.Савельева, анализ музыкальный, драматургия оперы, диссонанс, диапазон, джаз, додекафония, жанр в музыке, диатоника, звукоряд, иконография музыкальная, иллюстрация музыкальная, имитация в музыке, импровизация в музыке, инструментовка, инструментоведение, инструментальная музыка, интродукция, интермеццо, интонация в музыке, коллаж, юмореска и др.


V. Материалы конференций
    1. Позднеромантическая гармония в вузовском курсе музыкально-теоретических дисциплин // Тезисы научно-теоретической конференции по проблемам воспитания и обучения музыканта-педагога.– Тбилиси: Госконсерватория им. В. Сараджишвили, 1980.
    2. Образ Франциска Скорины в современной белорусской музыке // Тэзісы дакладаў і паведамленняў. Міжнародная канферэнцыя. 24—27 мая 1990 г. “Славяне: Адзінства і мнагастайнасць”: Свята славянскага пісьменства і культуры”. – Мн.: АНБ, 1990.
    3. Пра новы стылістычны напрамак у сучаснай беларускай прафесійнай музыцы (да пытання аб ролі хрыстыянскага этасу ў творчасці нацыянальных кампазітараў) // Тэзісы дакладаў навуковай канферэнцыі “Культура ў рэспубліцы Беларусь: гісторыя, сучасны стан і перпектывы развіцця”. Мн., 1993. – Мн.: ІМЭФ.
    4. Белорусское композиторское творчество в контексте западно- и восточноевропейских музыкально-художественных явлений // Матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі 10—11 кастр. 1995 “Славянскія культуры пасля другой сусветнай вайны”. – Мн.: Юнеско, 1996.
    5. Мдивани Т. Г. Проблемы стиля и творческого метода композиторов // Материалы международной конференции «Славянские культуры: исторический опыт и современные проблемы». – Мн.: ЮНЕСКО, 1996.
    6. Кризис рационального конструирования в авангардной музыке XX века // Материалы международной конференции. 25 апреля 2002 г. «Перспективы рациональности в XXI веке». – Мн.: Экоперспектива, 2002. Хэппенинг и «инструментальный» театр: принцип соотношения рационального и «иррационального» в музыке XX века // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры». 25—26 апреля 2002 г., Гродно. – Гродно, 2002.
    7. Движение композиторской мысли в последней трети ХХ века // Современный мир и национальные музыкальные культуры.Материалы Международной научной конференции”Национальные традиции и современность”, Минск,5-7 октября 2004 г. – Мн.: Ковчег, 2004, С.177-184.
    8. Авангардное музыкальное мышление: итоги XX века // I-я Няфедаўскія чытанні “Беларускае мастацтва: гісторыя і сучаснасць” 18—19 лютага 2003 г., Мінск. – Мн.: БДАМ, 2004.
    9. Рациональные конструкты в музыке XX века // Музыкальное искусство и образование на рубеже веков. Вып 1 – Мн.: БГАМ, 2004, С.63-70.
    10. Принцип неопределенности в авангардной музыке второй половины XX века // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» 25—26 марта 2004 г. Гродно. – Гродно, 2004.
    11. Специфика музыкального бытия во второй половине ХХ века// Философия и будущее цивилизации – Москва: Современные тетради, 2005.
    12. Синергетика и Новейшая музыка (к вопросу о методах исследования произведений авангардных композиторов второй половины ХХ века). Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» 25—26 марта 2004 г. Гродно. – Гродно, 2006.
    13. «Музыка в контексте европейской художественной культуры» как учебная дисциплина // Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы ІІІ международной научно-практической конференции, Витебск, 25-26 сент. 2007 г. / Вит. гос. ун-т. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007.
    14. О новациях в системе современного музыкального образования // Эстетическое образование: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (г. Брест, 15 – 16 ноября 2007 г.) / Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина – Минск, 2007.
    15. Целостность и Новейшая музыка: к вопросу о западно-восточных корреляциях» «музыкальных цивилизаций» во второй половине ХХ века (синергетический подход) // Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур / Материалы международной научной конференции (Минск, 9-10 ноября 2006г.) – Мн.: Бел.наука, 2007.
    16. О типах рациональности в европейской музыкальной культуре ІІ половины ХХ века / Философское наследие Беларуси как духовная основа самоиндетификации нации: Материалы международной научной конференции (Минск, 8-9 ноября 2007 года) – Минск: Право и экономика, 2007. – С.129–132.
    17. ”Опера малых форм”– тэма курса музычна-гістарычных вучэбных дысцыплін / Материалы международной научно-практической конференции “Наука, образование и культура: состояние и перспективы инновационного развития”: Мозырь, 27-28 марта 2008 г.– Мозырь: БГПУ им. Шамякина, 2008. – С.169–171.
    18. ”Разнотональная форма” как тема курсов “Теория музыки” и “Музыкальная форма”/Материалы международной научно-практической конференции: “Актуальныя праблемы мастацтва: гісторыя, тэорыя, методыка”. Материалы международной научно-практической конференции (Минск 10-11 апреля 2008 г.) – Минск: БГПУ им. М.Танка, 2008.– С. 130–133.
    19. Рационалистические парадигмы Новейшей музыки / Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 4 – Мн.: Права і эканоміка, 2008. – С.128–133.
    20. О созидательной силе православных песнопений в эпоху глобализации /ХІІІ Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные дням славянской письменности и культуры. Минск, 24-26 мая 2007 г. – Минск: БГУКИ, 2007.– С.102–108.
    21. Опера Вячеслава Кузнецова “Записки сумасшедшего”: поэтика, интонационная система, структура / Материалы научной конференции “Музычная культура Беларусі: гісторыя і сучаснасць”. Мир, 31 мая 2008 г.– Мир, 2008.– С. 55–63.
    22. Франциск Скорина и современная белорусская музыка // Материалы IV международной научной конференции «Скарына и наш час», ГГУ им.Ф.Скорины. Гомель, 14 ноября 2008 г. Гомель: ГГУ им.Ф.Скорины, 2008. – С.49-52.
    23. Неклассические типы тональных структур, или состояния тональности в композиторском творчестве рубежа ХІХ-ХХвв. // Международная научная конференция “Актуальные проблемы мировой художественной культуры «Памяти профессора У.Д.Розенфельда” 8-9 апреля 2008, Гродно – Гродно: ГрГУ ім.Я.Купалы, 2008. - С.241-246.
    24. Сучасны стан беларускай музыкі прафесійных кампазітараў // Шклоўскія чытанні-2007. Матэрыялы рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі (Шклоў, 1 верасня 2007) -- Мінск: Права і эканоміка, 2008. — С.52-58.
    25. О современном состоянии белорусской академической науки в области музыкознания: от инерции мышления к новым путям. Music Science Today: the Permanent and the Changeable // Works of 4th International Scientific Conference “Music Science Today: the Permanent and the Changeable» Daugavpils, May 8-9, 2009. — Daugavpils: DAUGAVPILS UNIVERSITY, 2009.
    26. Новые музыкально-игровые жанры в творчестве авангардных композиторов второй половины ХХ в. // Наука. Культура. Творчество.— Мн.: БГАМ, 2009.
    27. О терминологическом аппарате при изучении православной певческой культуры // ХIV Международные Кирилло-Мефодиевские чтения 22-24 мая 2008 г. – Минск: БГУКИ, 2009.
    28. Ризома и новые музыкальные реалии в эпоху постмодернизма // Материалы Международной научной конференции «Мировоззренческие и философско-методологические основания инновационного развития современного общества: Беларусь, регион, мир» ИФ НАН Беларуси 5-6 ноября 2008 г., Минск — Минск: Право и экономика, 2008. – С.397-399.
    29. Хрысціянская семантыка ў «Ютрані» Кшыштафа Пендэрэцкага / Матэрыялы канферэнцыі ”Шлях да ўзаемнасці” --Беласток, 2009. - С.439-445.
    30. Реквием в творчестве белорусских и немецких композиторов (на примере произведений, посвященных Великой отечественной войне) // Беларусь и Германия: история и современность: Материалы международной научной конференций Минск. 17 апреля 2009 г./ редкол. А.Коваленя (гл. ред), С.Новиков(зам. гл. ред.). – Минск: МГЛУ, 2010.- Вып.8. - С.202-206.
    31. Интертекстуальность в музыке и феномен теургии/ Материалы Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей". 26 мая 2010, Минск. Жировичи. – Минск: ИФ НАНБ, 2010.
    32. «Музыка как предмет логики» (1927) А.Ф. Лосева: актуальность идей и смыслов // Довгирдовские чтения II: философская классика и современные проблемы социокультурного развития: материалы международной научной конференции, г. Минск, 11 ноября 2011 г. – Минск: Право и экономика, 2012. – [ISBN 978-985-552-076-5]. – С. 311–313.
    33. ModernState of the belarussian academic science in the field of musicology: inertia of thinking and new ways // Music Today: the permanent and changeable: 4th International Scientific Conferenc, DaugavpilsUniversity: S.15–16 Daugavpils, 2009.
    34. Проявления самоорганизации в авангардном композиторском творчестве // Национальная философия в контексте современных глобальных процессов: материалы международной научно-практической конференции, 16–17 декабря 2010 г. / науч. ред. совет: А.А. Лазаревич [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск: Право и экономика, 2011 [ISBN 978-985-442-964-9]. – С. 708–710.
    35. Белорусское концертно-исполнительское искусство игры на народных инструментах:тенденции развития // Шлях да узаемнасці / Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі.Гродна, 18-19 ліст. 2010 г. –Гродно: ГрГУ, 2011. –С.100-104.
    36. Музыка и православные песнопения: к вопросу о терминологии // Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа : Зб. навук. арт. : у 2 ч. Ч. 2 / ГрГУ им. Я. Купалы; рэдкал.: Э.С. Ярмусік [і інш.]. - Гродна : ГрГУ, 2009. - С.209-213.
    37. Нелинейность как специфика музыкального бытия в эпоху постмодернизма //Материалы Международной конференции, проходившей в Институте философии НАН Беларуси 14-15 апреля 2011 г. “Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры” – Минск: Право и экономика, 2011. — С.590-592.
    38. Православный этос в творчестве современных белорусских композиторов – «охранная грамота» белорусской нации // Материалы Круглого стола «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь» г. Минск. 15 марта 2012 г. / Религиозный фактор национальной безопасности – Минск: Бонем, 2012. – С.96-101.
    39. Белорусское академическое музыкознание // Институт белорусской культуры и становление науки в Беларуси. К 90-летию Института белорусской культуры /Материалы Международной конференции.Минск. 8-9 декабря 2011 г. – Минск: Бел.навука, 2012. – С.485-490.
    40. Полоцк как тема и образ современного белорусского композиторского творчества//Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі “Полацк у гісторыі і культуры Еўропы“ (Полоцк, 22-23 мая 2012г.) – Мінск: Бел.навука, 2012. – С.538-543
    41. Музыка академической традиции в пространстве европейского искусства // Международный музыкальный фестиваль им.И.И.Соллертинского. 1989-2011: история фестиваля, воспоминания, статьи, исследования. Материалы научных чтений. – Витебск: Витеб. обл.тип., 2012. – С.232-237.
    42. “Белорусское концертно-исполнительское искусство: Евгений Гладков и современная отечественная школа игры на цимбалах как тема курса музыкально-исторических дисциплин” // Материалы ІІ Международной научно-практической конференции «Актуальные праблемы мастацтва: гісторыя, тэорыя, методыка”, проходівшей 7-8 апреля 2011 г. - С.206-211.
    43. О совершенствовании терминологического аппарата православной певческой культуры // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: Материалы междунар. науч. конф. (Гродно, 25-26 марта 2006 г.).Ч. 1. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С.312-317.
    44. Дискурс диссипации в музыкальном радикализме // Императивы творчества и гармонии в проектировании человекомерных систем. Материалы международной научной конференции г. Минск, 14-16 ноября 2012 г. / Институт философии НАНБ – Минск: Право и экономика, 2013. – С.434-436.
    45. Белорусская музыкальная культура как феномен: к теории вопроса //Материалы международной конференции «Философия и ценности современной культуры». Минск 10-11 октября 2013 г. – Минск, 2014. – С.356-361
    46. Мdivani, T. / T. Mdivani. Oeuvre of Andrei Mdivani in European cultural context // International Scientific and Practical Conference (ISPC) / London, 2013. – P. 227 – 247.
    47. Мdivani, T. / T. Mdivani. Music of academist meterlang and globalization // 3rd I International Scientific and Practical Conference (ISPC) / London, 2013. – Р.130 – 143.
    48. Дискурс нелинейности в музыкальном постмодернизме // Материалы международной научной конференции «Довгирдовские чтения ІV: тенденции духовно-нравственного развития современного общества». Минск, 16 – 17 мая 2013 г. ИФ НАНБ. – Минск, М: ПРАВО И ЭКОНОМИКА, 2014. – С. 526 – 529.
    49. New sacred music – actual aspect of composer creativity of the present // Music Sciense Today: the permanent and the changeable. Daugavpils University: Saule, 2014.– pp. 9 – 10.
    50. О методах гармонического анализа: исторический экскурс // Материалы ІІІ Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика». Минск, БДПУ, 10 – 11 апреля 2014 г. – Минск: БДПУ, 2014. – С. 213 –216.
    51. Музыкальное воплощение хатынской трагедии в творчестве белорусских композиторов // «Беларусь: памятное лето 1944 года» / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (Минск, 19 – 20 июня 2014 г.). – Минск: Беларуская навука, 2015. – С. 181 –184. (ISВN)
    52. Дискурс когнитивных процессов в музыке // XIII международная научно-практическая конференция. «Современные концепции научных исследований». – Россия, Москва, 29 – 30 апреля 2015. – С. 12 – 14. (ISSN)
    53. Музыкальные транскрипции как фактор композиторской интерпретации (на примере произведений Вардоцкого, М.Ельского, М.Огинского и белорусского народного инструментального творчества) // Творчая спадчына Міхала Клеафаса Агінскага - Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (да 250-годдзя з дня нараджэння). Мінск, 18-19 чэрвеня 2015 года. – Минск: «Права i эканомiка», 2015.– С. 165 – 170.
    54. Претворение литургических традиций в музыке белорусских композиторов: аспекты художественной интерпретации // Материалы международной научной конференции «Святой Князь Владимир и крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира». Минская духовная академия при Свято-Успенском Жировичском монастыре 14 – 15 мая 2015 года. ИФ НАНБ. — Минск: Право и экономика, 2015. – С. 413 – 416.
    55. К вопросу о когнитивных процессах в музыке// Материалы Первой международной научной конференции «Интеллектуальная культура Беларуси: истоки, традиции, методология исследования». г.Минск, ИФ НАНБ, 13 – 14 ноября 2014 г. – Минск.: Право и экономика, 2015.–С. 516 – 519.
    56. Дискурс когнитивных аспектов музыки // Материалы международной научной конференции «Диалог культур в эпоху глобальных рисков». Минск, 17 – 18 мая 2016. – Минск: Издательский центр БГУ. – С. 623 – 626.
    57. Белорусская музыка ХХ – начала ХХI века и новые художественные реалии // «Художественное образование в целях устойчивого развития общества». IV научно-практическая конференция «Искусство и личность» от Мінск, 26 – 27 октября 2016 года в БГПУ им. М.Танка. – Минск: «БГПУ им. М.Танка», 2016.– С.165 –170.
    58. Белорусская музыка ХХ – начала ХХI века и новый художественный контекст // Першы міжнародны навуковы кангрэс беларускай культуры : зборнiк матэрыялаў (Мiнск, Беларусь, 5 – 6 мая 2016 г.) / гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2016. – С. 201 – 205.