Белорусское музыковедение

Белорусское музыковедение и традиции школы Юрия Холопова

Юрий Николаевич Холопов (1932-2003) – глава современной теоретической школы, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории (кафедра теории музыки) воспитал свыше 100 учеников, которые учились у него на разных этапах обучения музыке: при написании дипломных работ (напр., Ю.Евдокимова, С.Савенко, Т.Чередниченко), кандидатских диссертаций (40), докторских (15). Каждый из его учеников нашел свое место в музыкальном социуме, те же, кто занимался научной деятельностью, создали 2-е и 3-е поколение музыкантов, наследующих традиции научной школы Холопова. Главными педагогическими принципами Юрия Николаевича были: ответственное отношение к делу, точное выполнение поставленных задач, глубина постижения сущности явления и широкая эрудиция. Он служил знанию и требовал от своего ученика прежде всего честного отношения к делу. Абсолютно не выносил дилетантизма и любой приблизительности! Елена Черемных писала о Юрии Николаевиче: «При 40-летнем преподавательском стаже он заработал репутацию не только знатока «гармонии» или «музыкально-теоретических систем», но основателя современной научной школы. Именно ученики и аспиранты Юрия Холопова — вне зависимости от того, становились ли они впоследствии его научными продолжателями или конкурентами,— оживляли научный климат в государстве, где базовыми теоретиками чуть не полстолетия считали Ивана Соллертинского и Бориса Асафьева. Делать что-либо на столь архаичном фоне, да еще в столице, было трудно. Но именно Юрий Холопов придал этому делу небывалый размах. Его ученики и ученики его учеников изучали средневековые и ренессансные манускрипты, вводили в обиход забытую терминологию древних эллинов и латинян, ревизовали советское наследие, осваивали западный авангард Булеза, Штокхаузена и Кейджа, не оставаясь в стороне и от современных процессов в отечественной музыке».

Юрий Холопов был хорошо известен в научных и педагогических кругах Беларуси. Он неоднократно приезжал с чтением лекций («О ритмической технике ХХ века», «12тоновость у конца века. Теория гемигрупп», «Техника групп Штокхаузена»), издавал свои статьи. В частности, в «Музыкальном словаре»[1] Юрий Холопов поместил свыше 30 статей, среди которых «Графические такты, «Двеннадцатитоновость», «Додекоряд», «Модели гемитонные» и проч. Музыкальный словарь представляет собой первый в Беларуси образец сводного и систематического изложения сведений о разных отраслях музыкальной культуры и искусства, разработки и упорядочения белорусской музыкальной терминологии. Его содержание составляют музыкальные термины и понятия, специальные выражения и определения с разъяснением каждого из них в статьях разного характера – от обзоров до кратких справок (более 4000 статей). В словаре содержится широкий диапазон знаний, охватывающих разнообразные отрасли музыкального искусства: вопросы теории музыки, музыкальные инструменты, певческие голоса; вокальную, оркестровую, вокально-симфоническую и хоровую музыку; разные музыкальные жанры и стили, музыкальные формы, музыкально-художественные направления (старинная, классическая, романтическая, современная музыка, православная певческая культура, музыка католической церкви, а также музыкальный авангард и джаз). Некоторые из них иллюстрируются нотными примерами, пояснительными схемами и ссылками на музыкальные произведения. Представленный в словаре материал приближает печатное издание к учебному пособию.

Одним из многочисленных учеников Юрия Холопова является белорусский музыковед Татьяна Мдивани, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Ее учениками являются Горбушина И., Гудей-Каштальян В., Дубатовская О., Куртенок Е., Мацаберидзе Н., Субботняя А., Цмыг Г. – второе поколение продолжателей научной школы Ю.Холопова в Беларуси.

Результаты научных исследований публикуются во многих периодических изданиях Беларуси, таких, как «Мастацтва», научных журналах «Вести НАН Беларуси» (серия гуманитарных наук) и «Вести БГАмузыки», энциклопедических изданиях, сборниках научных статей «Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі», выпускаемых ГНУ «ЦИБКЯЛ. ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси» (издается с 2006 г.), «Вестник ВГУ», «Культура и искусство», а также в России, Англии, Польше, Германии, Латвии, Украине.

Свои наблюдения исследователи обсуждают на международных и республиканских научных конференциях (Гродно, Москва, Минск, Киев, Заславль, Несвиж, Поставы, Кельн, Ляйпциг, Даугавпилс, Друскининкай и др.). Это «Музы Несвижа», «Актуальные проблемы мировой художественной культуры», «Нефедовские чтения», «Заславль. Корни нашей родословной», «Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур», «Философия и будущее цивилизации», «Славяне: единство и многообразие» в пределах «Праздника славянской письменнасци и культуры», «Славянские культуры после второй мировой войны», «Славянские культуры: исторический опыт и современные проблемы», «Важнейшие направления композиторской мысли во второй половине ХХ века», «Музыка в контексте глобализации культуры», «Национальные традиции и современность», «Перспективы рациональности в ХХІ в.», «Белорусские народные инструменты в контексте художественной культуры: эстетика, педагогика, творчество (исполнительское, композиторское), технологии», «Музыкальное образование в контексте культуры», «Наука. Культура. Творчество», «Проблемы театрального, музыкального и кинотелеискусства в контексте славянских культур в современном мире», «Кирилло-Мефодиевские чтения», «Актуальные проблемы современной культуры», «Дни белорусской письменности», которые проходили в Шклове, Сморгони, Глубоком, «Человек. Культура. Образование», «Беларусь и музыкальное наследие ХХ века: поиски и находки», «Muzikas zinatne sodien: pastavigas un mainigais», Юрий Холопов и его научная школа» (Москва), а также на конференциях в рамках национального форума «Дни белорусской письменности», который проходит в культурных центрах страны – в Шклове, Сморгони, Глубоком, Быхове.

В своих докладах исследователи стремятся к созданию целостной картины стилевых движений белорусской и западной музыки во второй половине ХХ в. и к открытию ее важнейших черт в последней четверти столетия, а также к установлению специфики преемственных связей, которые проявляют себя во всех жанрах музыки как белорусских, так и европейских композиторов. Одновременно решаются вопросы контекстуальности и особенностей стиля национальных композиторов, а также раскрывается механизм воздействия западных рационалистических концептов на Новую белорусскую музыку. Важнейшими результатами научных исследований отдела на современном этапе являются:

1. рассмотрение процессов европейского музыкального мышления как части мирового культурного пространства и определение причин стремления композиторов к всеобъемлемости, широте и глобализации своих представлений о мироздании;
2. выявление изменений сущности, а точнее – новой сущности современной "музыкальной ментальности";
3. определение особенностей процессов взаимообогащения европейских культур в области композиторского творчества и характеристика жанрово-стилевых особенностей музыки белорусских композиторов в русле проблем творческих связей со славянскими музыкальными культурами;
4. создание целостной картины стилевых движений белорусской профессиональной музыки в свете проблемы преемственности.

Одной из давних традиций белорусских исследователей музыки, представителей второго поколения школы Юрия Холопова, является участие в защите кандидатских и докторских диссертаций в качестве оппонентов (Вильнюс, Минск, Москва), экспертов от оппонирующей организации (Минск, Москва), научных руководителей.

Белорусская музыка последней трети XX века является детищем неклассической эпохи во всеобщей истории искусства. Ее специфика кроется, на наш взгляд, в интегрировании многообразного культурного опыта. Данное наблюдение резонирует с мыслью Ивана Антоновича о том, что только синтез, амальгaма всех духовных ценностей и накоплeний национальной культуры является залогом устойчивости и долговременности «музыкальной цивилизации» (выражение Ю. Холопова). Не отрицая ничего целиком ни из своего прошлого, ни в своем настоящем, белорусская музыка допускает и доминирование современных тенденций и новых смысловых и художественных систем, сохраняя при этом базисный стиль мышления. Благодаря тому, что белорусская народная культура никогда не уничтожалась, профессиональная музыка последней трети XX века сумела сохранить статус музыки национальной, белорусской, включившись в таком качестве в кругооборот международной художественной жизни.

Жизнь заставляет задумываться ученых-искусствоведов-музыковедов над самыми разными проблемами, многие из которых близки важнейшим проблемам современности и междисциплинарным исследованиям – таким, как охрана памятников музыкальной культуры, экология культуры, музыкальное образование, а также философия, синергетика, математика, акустика, психология. Музыка стала привычным фоном повседневности, самых будничных занятий. Не опустошает ли это ее духовную значимость для человека? Изучение этих и других многочисленных проблем придает особую актуальность музыкальной науке и ставит ее в один ряд с важнейшими отраслями гуманитарного знания.


[1]Музыкальный словарь (белорусско-русский и русско-белорусский с терминами на иностранных языках : итальянском, французском, немецком; Минск: Бел. навука, 1999 г.; авторский коллектив: доктора искусствоведения – Г. Кулешова, Т. Мдивани, Н. Ювченко, доктор филологических наук Л. Антонюк, доцент БГАМ Л. Матуковская и специалист по джазовой музыке Д. Подберезский). В написании словаря приняла участие и сестра Ю.Н.Холопова – Валентина Николаевна Холопова, член-корреспондент РАЕ, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель науки, кавалер «Ордена Дружбы» России.